Все родители хотят, чтобы их дети развивали свои когнитивные и коммуникативные навыки, занимались творчеством, не забывали о соблюдении гигиены, успешно учились, и при этом их не ошеломляла перспектива успевать всё за несколько коротких часов после школы. Но задумываются ли они о том, чтобы помочь им лучше распоряжаться своим временем?
Начинать прививать навыки планирования лучше всего в раннем возрасте, ведь хорошо известно, что самодисциплина, являющаяся краеугольным камнем управления временем, есть лучший показатель академической успеваемости у более взрослых детей, чем IQ. Как научить детей базовым навыкам тайм-менеджмента?
Сегодня вы узнаете о способах внести в жизнь ребёнка порядок, и ознакомитесь с интересными идеями, помогающими обучению детей стратегиям управления временем. Это позволит им добиваться успеха всегда, на протяжении всей жизни.
Содержание:
Планирование на каждую неделю и на день
Списки (календари, планеры) лежат в основе всех организационных навыков, как взрослого, так и ребёнка. Планирование предполагает размещение списков задач, необходимых для выполнения в определенные сроки. Таким образом, дети учатся выполнять задания одно за другим, а не бросать их. Пока не станет так поздно, что они будут перегружены.
Планировать свои дела и время ребёнок может на любые периоды времени, но лучше не забегать далеко вперёд, и составить распорядок дня на неделю, и конкретно на каждый день.
Проще всего использовать наглядные маркерные или магнитные доски, чтобы еженедельно составлять новое расписание с указанием всех важных дел, отмеченных самым ярким цветом. Если ребёнок напишет график у себя в ежедневнике, он может забыть в него заглянуть. Зато не пропустит, если распорядок будет постоянно у него перед глазами на стене. Аналогичным способом составляется расписание на один день, но оно содержит более мелкие поручения и дела.
Как мотивировать ребёнка
Один из секретов успешной мотивации детей к усердной учёбе – устранение всех раздражающих факторов. Поначалу это может показаться странным, поскольку мы привыкли, что родители раздражаются на детей, а не наоборот. Кроме того, только расширяя права и возможности детей, можно развить у них чувство самостоятельности и ответственности. Если вы хотите мотивировать своих детей обучению тайм-менеджменту или любой другой дисциплине, им нужно чувствовать, что они сами контролируют свою жизнь.
Технический способ мотивировать сына или дочь – пообещать поощрение в виде сладости, похода в кино или развлекательный центр. Но для этого ребёнок должен постараться и выполнить на отлично конкретное число важных дел.
Следует помнить и то, что жизнь – это путешествие, а не пункт назначения, как выразился Ральф Уолдо Эмерсон. Этот принцип применим, как к обучению, так и к жизни в целом. Если ваши дети слишком сосредоточены на результатах, есть опасность, что, когда они не добьются желаемых результатов, они сдадутся. Более того, когда мы ориентируемся только на результат, процесс становится «неизбежным злом», а любовь к учёбе пропадает.
Определение приоритетов
Очень важно, чтобы дети учились различать такие понятия, как «я хочу» и «я должен». Для них самыми важными обязанностями и задачами является учёба, сон, занятия в секциях и кружках, дела, связанные со здоровьем и гигиеной. Не менее важна помощь своей семье. На втором плане должны стоять игры, развлечения и времяпровождение с друзьями.
Если правильно распределить время, ребёнок сможет успевать делать все необходимые дела, а после этого проводить время со сверстниками или заниматься любимым хобби.
Как предотвратить прокрастинацию или едим лягушек вместе
Самосаботаж у детей – обычное явление, если они боятся не справиться с поставленной задачей. Отлынивание от дел может быть связано и с тем, что им не нравится задание, но также от недостатка самодисциплины.
«Лягушками» в тайм-менеджменте называют неприятные и нелюбимые дела, выполнение которых откладывается до последнего момента.
Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.
Чтобы помочь ребёнку преодолеть нежелание, можно предпринять следующие шаги:
- Узнайте, почему он не хочет выполнять задачу, как оценивает свои силы, насколько сложным ему кажется задание, и разберитесь вместе, на самом ли деле это так. Вы должны быть на одной волне и полностью понимать друг друга.
- Посоветуйте малышу несколько вариантов решения проблемы, и постарайтесь указать на позитивные качества и опыт, которые он приобретёт.
Честный открытый разговор и поддержка родителей обязательно вызовет в ребёнке готовность хотя бы попробовать приложить усилия. А при успешном выполнении дела ребёнок получит отличный бонус – не сравнимый ни с чем вкус победы.
Как упростить выполнение сложных дел
Дробление делает любую задачу более управляемой и выполнимой. Научите ребёнка планировать выполнение объёмных заданий. Ключ к долгосрочным проектам – разделить их на более мелкие этапы, например, чтение книги или поиск материалов. А затем разбить и эти задачи на еще более мелкие задания, например, чтение глав с первой по третью.
Когда ребёнок добавляет задачи в календарь, удобнее использовать стикеры. Таким образом, заметку можно легко перенести на другой день, если выполнение задания займет больше времени, чем ожидалось.
Необходимым элементом обучения управлению временем является ежедневная оценка успехов ребёнка в конце дня. Хорошо, если вечером в течение 15-ти минут дети обдумают, что, на самом деле, они хотели, и успели сделать. Если что-то пошло не так, стоит пересмотреть уже составленный график, и внести изменения.
Отдых и восстановление сил
Дети полны энергии, но быстро устают. Особенно это касается дошкольников. Чтобы они могли нормально учиться и делать повседневные дела, им нужно свободное время для отдыха. Не стоит заставлять малыша делать домашние задания, и только потом разрешать игры. Маленький человек будет обучаться с большим удовольствием и гораздо эффективнее, если 30 минут уйдёт на уроки, а 15 минут на последующий отдых.
Постановка целей
Для детей чрезвычайно важна активная позиция и вовлечённость в любой учебный процесс. Как привить им адаптивный подход к жизни?
Прежде всего, поощрять в раскрытии сильных сторон их личности, объясняя важность социального общения. Любые скрытые навыки и таланты дают возможность малышу лучше узнать, понять себя и свои возможности. Как правило, этого достаточно, чтобы ребёнок перестал быть простым наблюдателем, и начал проявлять жизненную активность.
Принуждение и постоянный контроль – не метод
Обучение тайм-менеджменту большинством детей воспринимается позитивно, но главное, не убить детскую инициативу на корню строгим контролем и навязыванием собственных идей.
Вместо того, чтобы ругать ребёнка, если он не укладывается в рамки графика, лучше помогите ему, организовав место для его школьных и личных вещей, подарков необходимых принадлежностей. Пусть у малыша будет несколько мест хранения предметов домашнего обихода: специальные опрятные папки для рисунков, картинок, аккуратный рабочий стол с органазейром, книжные полки под рукой. Постепенно ребёнок привыкнет к порядку, расставит всё, как ему нравится, и будет чувствовать себя комфортно. В такой обстановке и учёба пойдёт лучше.
Научить планированию можно также, практикуя ожидание приятных событий. Управление временем на самом базовом уровне – это способность оттягивать получение удовольствия. Данный навык, связан, среди прочего, с лучшими учебными привычками и оценками. Для маленьких детей можно придумывать интересные ситуации, которых они ждут с нетерпением. Это дает им представление о том, что значит откладывать что-то, а также опыт положительных ассоциаций.
Попробуйте сделать что-то подобное с прогулками и днями рождения: начните рассказывать о поездке в зоопарк, например, за несколько дней до этого, или скажите ребенку, чтобы он вел постоянный список желаний на день рождения. Даже посадив росток цветка, поливая его и наблюдая, как он медленно зацветает, можно научить не только планированию времени, но и искусству терпения.
Вывод
Как видите, научить ребёнка планированию своего времени и дел можно даже в самом раннем возрасте, но для этого, конечно, нужно желание и время. И всё же лучший способ помочь вашим детям в совершенстве освоить тайм-менеджмент – это подать хороший пример. Безусловно, хорошее планирование не гарантирует, что дети будут делать то, что мы от них хотим, но они будут делать собственные выводы, совершать собственные ошибки, и приобретать собственный опыт.