Главные достижения полуторагодовалых детей – самостоятельное хождение и заметное улучшение речевой функции. Этот период характеризуется возрастанием двигательной активности и самостоятельности малышей. Когда педиатры и психологи начинают разговор о том, что должен уметь ребенок в 1,5 года, родители невольно сравнивают усреднённые показатели с навыками собственного сына или дочери. Но, пожалуй, только отсутствие основных, перечисленных умений может стать поводом к беспокойству.
Содержание:
Возрастные изменения в организме ребёнка 1, 5 лет
Полтора года – это возраст, когда ребёнок растёт как никогда быстро, по сравнению с годовыми показателями он набирает 1,3 килограмма и существенно прибавляет в росте (до 6-7 сантиметров). Почти на 2 сантиметра увеличивается его грудная клетка, и на 1,5 сантиметра – окружность головки. Помимо этого, активно развиваются все необходимые функции мозга.
Прямохождение – результат физической деятельности малыша за прошлые месяцы. Это ползание, специальная гимнастика и массаж, которые позволили окрепнуть его мышцам. Повышение моторики, координации привели к тому, что дитя может ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие, благодаря улучшенной функции вестибулярного аппарата.
Совершенствование всех жизненных систем продолжается, кроме того, в полтора года карапуз уже осознаёт себя, как личность и требует уважения к своим приоритетам. Он всё быстрее вливается в социальную жизнь, обзаводясь новыми знакомствами среди ровесников и взрослых.
Основной для малыша становится предметная деятельность, и здесь важно, чтобы родители помогли ему изучить характеристики и свойства многих незнакомых объектов. Такого рода познание ускоряет развитие разговорной речи ребёнка и даёт возможность полноценного общения с другими людьми, каждый из которых может внести свою лепту в формирование новых полезных привычек и умений. Дальнейший быстро пополняющийся словарный запас и речевая активность связаны с тем, что ребёнок стремится найти свою модель поведения, а также пытается установить, в определённой степени, управление окружающими людьми.
Благодаря активному контактированию и игровому процессу у детей в этом периоде интенсивно совершенствуются такие мозговые процессы, как внимание, память, пространственное и логическое мышление.
Учёными уже давно доказано, что высокий или низкий уровень продуктивности мозга ни в какой мере не зависит от наследственности, и все его основные функции способны развиваться лишь при взаимодействии с окружающей реальностью, так что на интеллект ребёнка и его умственную деятельность, во многом, влияет окружение. Об этом не стоит забывать папам и мамам, если они хотят вырастить умного и талантливого во всех отношениях человека.
Успешное развитие ребенка в 1,5 года предусматривает для родителей следующую программу действий:
- они должны обеспечить карапузу максимально комфортные условия для физического развития, включающие полноценное питание, сон и посильную двигательную нагрузку на организм;
- важно грамотно организовать предметную деятельность, посредством разнообразных игровых процессов;
- чтобы малыш говорил много и правильно, а его словарный запас постоянно пополнялся, занятия с ним должны проходить непрерывно, в течение всего дня, а не только в отведённое для этого время.
Зная, что должен уметь ребенок в полтора года, необходимо составить оптимальный режим дня, заранее прописав все пункты с учётом его потребностей. Это позволит разумно распределить время, и регулярно проводить обучающие занятия.
Что должен уметь ребенок в 1,5 года
Все достижения мальчиков и девочек в 1, 5 года связаны с развитием базовых движений, которые осваивались с середины первого года.
Моторные двигательные навыки включают целый перечень действий, которые стали результатом физической практики в течение двенадцати месяцев:
- полуторагодовалый малыш умеет ходить без опоры не только по прямой линии, но также, по круговой траектории и, обходя препятствия;
- ребёнок может подпрыгивать, приземляясь на две ножки;
- при ходьбе не спотыкается, так как внимательно смотрит себе под ноги;
- карапуз присаживается на корточки, легко встаёт и нагибается, если хочет поднять игрушку;
- поднимается и опускается по ступеням, используя приставной шаг;
- залезает на диван и спускается с него;
- может тянуть за собой каталку, машинку за шнурок;
- бросает мяч в разных направлениях, может толкать его ногами;
- умеет открывать межкомнатные двери;
- некоторые малыши начинают довольно быстро бегать.
Умственное развитие помогает ребёнку выполнять ряд более сложных задач:
- он прекрасно отличает разные формы предметов и уже не перепутает мячик с кубиком или колечком;
- умеет сортировать одинаковые детали;
- находит похожие на заданный предмет игрушки и вещи;
- отличает габариты и основные цвета;
- выстраивает пирамиду из четырёх и более колец;
- показывает знакомые вещи по просьбе родителей;
- может нарисовать прямые, волнообразные линии и зигзаги на бумаге с помощью фломастера, карандаша;
- успешно собирает сортер и несложную мозаику;
- самостоятельно листает книги, узнавая и показывая уже увиденные в них иллюстрации;
- знает названия и может показать части тела на кукле и на себе.
Среди обретённых детьми бытовых навыков:
- освоение горшка;
- самостоятельный приём пищи с помощью ложки, вилки, чашки, которые малыш уже умеет держать и правильно применять;
- если ребёнок испачкает себя или одежду, он может выражать по этому поводу недовольство и даже огорчение;
- многие детки уже знают, как снимать обувь, шапочку и пальто.
Игровой процесс в этом возрасте тоже усложняется – теперь дети способны копировать действия взрослых и своих сверстников, они могут использовать различные предметы, чтобы добраться до нужной вещи, в сюжетных играх легко заменяют реальные атрибуты подручными материалами. Детишки даже могут имитировать чтение книги, подражая папе и маме.
Понимая, что должен уметь ребенок в 1,5 года, и обучая его разным навыкам, нельзя забывать о безопасности малыша. Родители всегда должны быть в курсе его маршрутов и, по возможности, расчистить пространство от мебели и потенциально опасных предметов, которыми часто оказываются не только острые углы и бьющиеся детали, но и обыкновенные швабры, вёдра ковры.
Мальчики и девочки в год и 6 месяцев
Использовать нормативы развития, как ориентир, довольно, практично, но некоторых родителей интересует, что, конкретно, надо уметь в 1,5 года девочке. Главное отличие их от малышей мужского пола в поведенческой модели, которую они используют в соответствии со своим темпераментом. Делая всё то же, что и мальчишки, девочки требуют к себе повышенного внимания, что означает для них родительскую любовь и заботу. По причине такого восприятия действительности, они всегда готовы принять помощь взрослого, поэтому обучение их проходит более быстро и успешно.
Совсем по другому ведёт себя мальчик, уметь 1,5 года он может многое, но опека и тревога за его здоровье представляется ребёнку чем-то вроде недоверия и сомнения в его способностях. Поэтому часто карапуз отвергает поддержку старших, и им приходится балансировать, чтобы оберечь малыша и, в то же время, дать ему почувствовать свободу действий.
Правильно оценить, что должен уметь в полтора года собственный малыш, бывает довольно сложно, но даже если ребёнок не совершает каких-то важных действий, или делает этого иначе, не стоит показывать ему своё разочарование. Вполне возможно, его время ещё не пришло, и стоит просто подождать, продолжая ежедневные занятия. Но в некоторых случаях можно столкнуться и с настоящими проблемами.
Если в полтора месяца ребёнок не отзывается на своё имя, у него отсутствуют первые слова, и он не понимает простых обращений в бытовом плане, то это довольно критичные пробелы в развитии, и с ними придётся разбираться вместе со специалистом.
Обучающие занятия с детьми в полтора года
Занятия и игры с ребёнком в год и 6 месяцев должны постепенно усложняться, потому что малыш уже вышел на более высокий уровень умственного развития. Обучение всегда должно проходить в виде игрового процесса, и, во многом, успех таких уроков зависит от того, насколько взрослый сможет заинтересовать сына и дочь.
Для разностороннего совершенствования разных навыков и приобретения новых умений подойдут:
Для физического развития и двигательной функции рекомендуется:
- Приучать ребёнка к разным играм с мячом – маленькие мальчики могут подбрасывать мяч, стараться его поймать ручками, толкать снаряд ногой, перекатывать его по полу. При этом тренируются все основные мышцы тела, и укрепляется позвоночник.
- Сделать ребёнку место для игры в «верховую езду» – для этого используют велосипед или стул, главное, чтобы сооружение было устойчивым. Нельзя забывать о безопасности, пол вокруг такой «лошадки» следует застелить матами или подушками.
- Горка для лазанья также может быть устроена из подручных материалов, а малышу придётся приложить усилия, чтобы на неё забраться, кроме того, это весело и поднимет крохе настроение.
- Летом необходимо, чтобы дети как можно чаще принимали солнечные ванны на свежем воздухе, а также им уже можно купаться в открытых водоёмах.
- Чтобы малыши ходили уверенно, их можно тренировать, пуская по узкой (нарисованной) дорожке, либо брать на прогулки по пересечённой местности, где упражнения более эффективны.
Занятия для интеллекта могут включать:
- любые игры, предусматривающие сортировку элементов по цвету, размерам и форме;
- пазлы, состоящие из 3-4 деталей;
- складывание кубиков, элементов конструктора, колец пирамидки;
- выжимание губки во время купания и вылавливание в ней мелких игрушек сачком или ковшиком;
- рисование мелками, фломастерами, кисточкой, карандашами и красками;
- использование раскрасок;
- лепка из пластилина и теста лепёшек, колбасок, создание первых пластилиновых картин;
- изучение геометрических фигур, текстуры различных предметов, количества и температуры – ребёнку будет интересно узнать о свойствах некоторых объектов, которые ему ещё не знакомы.
Для детей в возрасте 1, 5 лет самыми полезными игрушками станут:
- конструкторы и шнуровки для моторной функции рук;
- сортеры, матрёшки, наборы для игры в песочнице, неваляшки и пирамиды для разносторонних знаний;
- игрушечные кухни, коляски, кукольная мебель, посуда – для ролевых игр;
- детский синтезатор, пианино, барабан, трещотки и дудки – для формирования музыкального слуха и чувства ритма;
- обручи, толокары, машинки, мячи – для координации;
- книги, карточки и кубики с изображениями природы, транспорта, животных – для речевой функции.
В этот ответственный период родителям надо не только знать, что должен уметь делать малыш, но и целенаправленно его обучать, и для этого понадобится много новых интересных игрушек.
Полезные рекомендации
Чтобы малыш развивался качественно, прежде всего, родителями должен быть продуман максимально комфортный режим дня для ребёнка:
- для того чтобы карапуз полноценно высыпался, ему необходимо около 14 часов отдыха в сутки;
- питание может оставаться пятиразовым, или быть сокращено до 4 раз, главное чтобы приёмы пищи происходили в одно и то же время, тогда дитя будет нормально себя чувствовать и прибавлять в весе;
- две прогулки в день – это норма, и длительность их может составлять от 2 до 5-6 часов, в морозы ниже 10 градусов лучше остаться дома.
Развитие ребенка в полтора года: видео
Заниматься с малышом обучением лучше всего в первой половине дня. Использовать для этого нужно только безопасные игрушки. Никогда не стоит срываться, тем более кричать на кроху, если он чего-то не понимает. Зная, что должен уметь ребенок в 1,5 года, даже при отсутствии результата, надо оставаться любящими и понимающими родителями, для которых важен, в первую очередь, сам маленький человек, а не его выдающиеся дарования – таланты, безусловно, проявятся, но чуть позже, если набраться терпения.