Когда новорожденный начинает видеть и слышать


Многие считают, что ребёнок, недавно появившийся на свет, полностью лишён зрительного и слухового восприятия. На деле, видеть дитя может уже в утробе матери, кроме того, во время развития внутри маминого живота, у малыша уже развиваются рецепторы слуха и связанные с ними нервные комплексы. Следует разобраться, когда новорожденный начинает видеть, чтобы удовлетворить любопытство молодых родителей.

Когда новорожденный начинает видеть

Младенец имеет своё, особое зрение, отличающееся от зрительной функции человека взрослого, а проводившиеся американскими экспертами исследования доказали, что малыши, находящиеся на последней стадии своего внутриутробного развития однозначно реагируют на луч яркого света, направленный на материнский живот. По сути, с самого рождения дитя способно видеть, достаточно посмотреть на его внимательные изучающие глаза, правда, всё вокруг себя он воспринимает в расплывчатом и неопределённом виде.

При своём появлении во время родов новорождённый ребёнок сталкивается с созерцанием огромного, непривычного мира, и если бы не потрясающая способность к адаптации, подаренная природой, для него это был бы настоящий стресс.

Уникальность постепенного приспособления к новым условиям состоит в следующих трансформациях:

  1. Нечёткими и размытыми ребёнок видит все образы, поскольку прохождение по родовым путям оказывает сдавливающее воздействие на его головку. Также ясно видеть ему мешают некоторые нарушения после рождения из чрева матери – это раздражение глаз, из-за чего они выглядят покрасневшими, и слегка отёкшие веки.
  2. Первые дни для малыша наиболее важны в плане питания, в основном, он спит и просыпается лишь для того, чтобы покушать. В этот момент у него проявляется реакция на свет и присутствие мамы, что чрезвычайно важно для установления первого контакта с самым близким человеком. Новорождённый ещё не может различить её лицо, но узнаёт по очертаниям, ведь его способности пока ограничиваются смутным представлением о крупных объектах. Часто маме кажется, что дитя внимательно исследует её черты лица, и отчасти, это так, правда, происходит, скорее, на интуитивном уровне.
  3. Из-за естественных нарушений зрения, обусловленных ростом глазного яблока, нормальная фокусировка невозможна, тем более грудничок не может следить за движущимися предметами, но такая возможность появляется ближе к 3-4 месяцу, и тогда он с удовольствием наблюдает за тем, как его родители передвигаются по комнате, удаляясь и приближаясь к его кроватке.
  4. Для полугодовалых деток мир разительно меняется, так как у них появляется стереоскопическое, объёмное зрение, и они получают представление о расстоянии и пространстве. В это же время и взгляд крохи выглядит более разумным, ведь малыш начинает осознанно изучать уже знакомые ему, ставшие привычными образы и предметы.

Новорождённые дети могут видеть размытые силуэты, контуры крупных предметов и цветовые пятна, зрение у них двухмерное, к тому же у них отмечается дальнозоркость, поэтому ближе, чем на сорок сантиметров подносить им игрушки и любые вещи не имеет смысла.

Отвечая на вопрос, когда начинает видеть новорожденный ребенок, можно сказать, что полноценная зрительная функция наблюдается лишь к шести месяцам. А до этого преобладает фрагментарное восприятие внешних образов, исключающее периферическое зрение, и последующее развитие фокусированного взгляда.

Развитие органов слуха у младенца

Не стоит думать, что слышать ребёнок начинает сразу после рождения, ведь слух его уже формируется при развитии в материнской утробе. Другое дело, что, рождаясь, малыш все частоты воспринимает одновременно, то есть, ещё не умеет использовать эту важную функцию, а адаптация занимает некоторое время.

При наслоении звуковых волн младенец может услышать неприятный высокочастотный писк, более слабый или сильный, и нередко повизгивает ему в такт. Помимо того, он не способен определить расстояние, из-за чего на громкие беседы и тихий разговор реагирует одинаково. Когда же тогда новорожденный начинает слышать?..

Однако это только одно из суждений, и есть мнение специалистов, что родившийся человечек слышит с первых дней, но его реакция проявляется лишь на слишком резкие, громкие звуки и шумы, создающие интенсивную вибрацию. Поэтому, кажется, что он не различает звук телевизора, голоса домочадцев, тихую музыку.

Это не так, и врождённая способность слышать у младенца присутствует, так как он способен отреагировать:

  • на звуки, издаваемые погремушками;
  • быструю и медленную речь;
  • на тембр человеческого голоса, особенно, на маму, которая разговаривала с ним в течение всех месяцев беременности.

Оказывается, крошечный комочек, принесённый из роддома, прекрасно улавливает даже интонацию, с которой сказаны те или иные слова.

По мере взросления на втором и третьем месяце груднички способны долго рассматривать различные предметы, и при этом не моргать. Но это не является патологией, поскольку мигательный рефлекс находится на стадии формирования и развития.

Доказательством этого служит, собственно, реакция грудничка:

  • он может замереть;
  • при определённых звуках малыш вздрагивает, к другим прислушивается;
  • некоторые звуковые образы приводят к плохому настроению, и ребёнок разражается громким плачем;
  • повороты головки в сторону заинтересовавшего источника звуковых волн говорят сами за себя, также малыш может проявить своё отношение в активном сучении ножками и ручками.

При вопросе, когда новорожденный начинает видеть, и слышит ли он, появляясь на свет, можно с уверенностью подтвердить наличие этих функций.

Занятия по развитию зрения и слуха

Тренировки допустимы, когда новорождённый начинает видеть и слышать более отчётливо – уже в возрасте одного месяца можно проводить занятия с грудничком, чтобы стимулировать совершенствование важных для него органов чувств.

Для развития зрительного восприятия рекомендуется:

  1. Подвешивать над кроваткой подвесные карусельки и мобили, обязательно яркие с мелодичным звуком, которые заставят малыша смотреть не только прямо над собой, но и направлять взгляд дальше, за границы кроватки.
  2. Для младенца важно выбирать самые яркие и привлекающие его игрушки, которые помогут ему научиться различать, сначала основные цвета – синий, красный и жёлтый, а затем и другие тона цветовой палитры.
  3. Для занятий можно использовать фонарик, проводя лучом возле младенца в зоне досягаемости его глазок. Постепенно ребёнок научится фокусировать взгляд на заинтересовавшем его «зайчике», а в дальнейшем, сможет следить за его перемещениями.

Подобные упражнения улучшают фокусирование, а также активируют функцию цветовых анализаторов глаза.

Однако не следует переусердствовать, маленький ребёнок быстро устаёт, поэтому необходимо соблюдать некоторые правила при проведении занятий:

  • не приближать предметы слишком близко к лицу грудничка;
  • проводить тренировки днём в хорошо освещённом посещении;
  • начинать с красных полукруглых или овальных предметов;
  • желательно, чтобы используемые игрушки были крупными и с плавными очертаниями.

В отношении слуха, занятия разрешается начинать раньше, чем в 1 месяц.

В этом поможет:

  • включённая на небольшой громкости мелодичная музыка, постепенно, по мере привыкания младенца, громкость можно усиливать, но в разумных пределах;
  • бубенчики и колокольчики, которые можно поместить по бокам кроватки, и регулярно менять их расположение;
  • музыкальные игрушки, издающие различные негромкие звуки – их также подвешивают над кроваткой, дают младенцу несколько минут на изучение сигнала, затем делают паузу и повторяют «урок»;
  • трещотки и погремушки – это хорошие инструменты для развития слуховой функции, начинают с лёгких встряхиваний предметом, заканчивая более интенсивными.

Если у родителей есть время, лучшее, что они могут сделать для своего малыша, так это – почитать ему вслух сказки или детские истории. Неважно, что он пока не постигает смысла этих рассказов, главное, что дитя слышит человеческую речь и её интонации. Можно, одновременно, показывать крохе большие яркие картинки, ведь органы чувств маленького человека, непосредственно связаны между собой, а в сочетании позволяют развивать мышление, построенное на ассоциациях.

Что привлекает внимание младенца

Безусловно, самое важное для родителей – создание тесной, психологической связи со своим малышом. Известно, что ребёнок лучше воспринимает близких людей зрительно, если находится в вертикальном положении. Поэтому, прежде всего, необходимо почаще держать его столбиком, и разговаривать с ним. При таком общении понадобится особая ласка и осторожность – нельзя допускать резких движений, громких восклицаний, это может пробудить в крохе страх.

Также стоит понять, на что любит смотреть грудной младенец и предоставлять ему такую возможность:

  1. Больше всего детки любят рассматривать мамино лицо, в два месяца грудничок уже не сможет перепутать свою родительницу ни с кем другим.
  2. Также малыши любят разглядывать мужские, более выразительные и чётко очерченные лица, особенно такие необычные для младенца атрибуты, как усы и бороду.
  3. Дети быстро замечают перемены в облик родителей, но иногда новая мамина причёска или папины очки могут напугать малыша и временно сделать близкого человека незнакомцем.
  4. Повышенный интерес детки проявляют к большим, ярким цветным предметам и бело-чёрным изображениям, которые могут рассматривать длительное время.

Относительно звуковой информации ребёнку может понравиться самая разная музыка, игрушки, звуки которых подражают голосам животных, классические мажорные произведения.

Зная, когда новорожденный начинает видеть и слышать, родители имеют возможность оценить степень развития органов чувств своего ребёнка, помочь ему совершенствовать свои способности и наладить тесный контакт, так необходимый в любой семье. Если же есть подозрения даже на малейшие отклонения от нормы, не стоит терять время, нужно незамедлительно обращаться за профессиональной медицинской помощью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector